Всемирный день безопасности пациентов

17.09.2020

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Отметим, что по оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

«Не навреди» (primum non nocere) — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться. Тем не менее, врачебные ошибки случаются, причем гораздо чаще, чем того хотелось бы, поэтому вопрос безопасности пациентов остро стоит не только в

развивающихся, но и в развитых государствах.

Говорить на языке безопасности пациента

Медицинская помощь не должна причинять вреда никому!

  • Профилактика заболеваний - основа вашего здоровья и благополучия
  • Своевременно обращаться за медицинской помощью и быть активно вовлеченным в сохранение и поддержание вашего собственного здоровья
  • Обязательно предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье
  • Не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу
  • Информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания.
  • Рассматривайте пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи
  • Работайте в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов
  • Постоянно повышайте свою квалификацию и углубляйте знания

           по безопасности пациентов

  • Формируйте культуру безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности
  • Поощряйте представление информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.

Всемирный день безопасности пациентов — это глобальная кампания по повышению осведомленности о безопасности пациентов и координированию усилий для ее обеспечения как на национальном, так и на международном уровне.

 Главные его задачи — повысить осведомленность о проблемах безопасности пациентов во всем мире, подчеркнуть центральную роль безопасности пациентов в достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами и целей в области устойчивого развития, поощрять разработку систем и процедур, которые позволяют уменьшить количество врачебных ошибок и ликвидировать последствия уже совершенных.

ЦЕЛИ КАМПАНИИ

  • Расширение согласованных глобальных действий по обеспечению безопасности пациентов
  • Внедрение мер по снижению вреда для пациента
  • Обмен информацией о безопасности пациентов при оказании медицинской помощи
  • Повышение осведомленности общественности и средств массовой информации по ключевым вопросам, касающимся безопасности пациентов
  • Генерация и практическая оценка новых идей для повышения безопасности пациентов
  • Помощь пациентам в повышении их вклада в обеспечение собственной безопасности

ПРИЗНАТЬ МАСШТАБ ПРЕДОТВРАТИМОГО ВРЕДА, СВЯЗАННОГО С МЕДИЦИНСКИМИ ОШИБКАМИ

ПРИЗНАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ В КАЧЕСТВЕ КЛЮЧЕВОГО ПРИОРИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ВРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ – это кампания для всех заинтересованных сторон в системе здравоохранения для совместной работы по повышению безопасности пациентов.

 ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ

  1. Глобальные задачи (охватывающие значительные риски для пациентов):

‒ профилактика и борьба с инфекциями

‒ обеспечение хирургической безопасности

  1. «Пациенты за свою безопасность» (обучение, вовлечение пациентов)
  2. Научные исследования для обеспечения безопасности пациентов (изучение неблагоприятных событий)
  3. Международная классификация в области безопасности пациентов (ICPS)
  4. Обучение медицинского персонала для обеспечения безопасности пациентов (предотвращение возможного причинения вреда пациентам)
  5. Мероприятия и действия (решения) по предотвращению повторного возникновения проблем по безопасности пациентов
  6. Внедрение подхода «5s» - разработка стандартизованных методик по обеспечению безопасности пациентов.
  7. Использование новых технологий для улучшения безопасности пациентов
  8. Управление и обмен знаниями между государствами и партнерскими организациями для безопасности пациентов на глобальном уровне

10.Обеспечение безопасности пациентов при переливании крови

11.Обучение для повышения безопасности медицинской помощи – обучение студентов медицинских ВУЗов

12.Стимулирование медицинских работников и организаций за достижения в области безопасности пациентов

13.Единые медицинские контрольные списки (перечни, чек-листы) для медицинских работников (по разным направлениям медицинской деятельности)

«Мы хотим, чтобы все пациенты, их защитники и лица, осуществляющие уход, взяли на себя обязательство уделять первостепенное внимание

безопасности пациентов и сделать здравоохранение более безопасным во всем мире!»

          БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ –

                      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО