Родителям

Домашняя безопасность

развернуть

Мы, родители, иногда сами нарушаем правила воспитания своих детей. Ребенок еще не умеет стоять и ходить, а мы уже сами ставим его на подоконник и показываем в окно, как интересно на улице. В этот момент окно закрыто и безопасность соблюдена. Но когда детки подрастают, становятся более самостоятельными, любопытными и сообразительными, они сами залазят на этот подоконник. Потому что раньше это было разрешено. Дети подсознательно воспринимают москитную сетку как защитный барьер, опираются на нее руками, и происходит непоправимое. Ребенок по мере взросления начинает осваивать территорию. Почему во многих странах до определенного возраста на родителей возложена юридическая ответственность за оставление детей в помещении одних? Именно по той самой причине: освоение территории. Ребенок засунет свой нос везде, где можно. В каком-то смысле иногда даже бесполезно говорить ему «нельзя», потому что это работает до определенного момента, а иногда даже наоборот - то, что «нельзя», сделать очень хочется.

Что же делать? За маленькими детьми, прежде всего, нужно смотреть, это самая действенная мера безопасности. Что касается младших школьников, вопросы безопасности в доме должны проговариваться так же, как и правила дорожного движения. Но нужно постараться избежать запретов, а лучше объяснять на примерах. Покажите ребенку, что будет с тарелкой, если она упадет с большой высоты. Разобьется. Так и он может погибнуть или очень сильно пораниться.

Часто маленьких детей родители ставят на подоконник, чтобы показать птиц, которые пролетают мимо, верхушки деревьев, небо, солнце. Может быть, не стоит так делать, чтобы не подавать пример?

Вообще это опасно. Когда родитель что-то делает, он должен понимать, что дети — это страшные обезьянки. И что потом он будет это пробовать без родителей. А дальше — делайте выводы. Какие-то вещи ребенку могут даже в голову не прийти, пока родители не покажут ему этого. Почему, скажем, дети лезут в розетку? Большинство же детей не пихают пальцы в розетку просто так, им хочется по примеру взрослых что-то вставить туда. В каждой семье имеются мобильные телефоны. Как часто мы, взрослые, оставляем подзарядные устройства в сети, предварительно отсоединив мобильный телефон? Ребенок подключенное устройство (подзарядку) может взять в рот, попробовать на вкус. Может произойти непоправимое. С окном то же самое. Малыш помнит, что он стоял на подоконнике и ничего страшного не случилось. Ему там было интересно и здорово. И ему кажется, что если он залезет туда один, то тоже ничего плохого не будет.

Еще многие родители разрешают своим детям играть на подоконниках. Не нужно этого делать, окно и подоконник — не место для детских игр и развлечений. Ведь когда‑нибудь он сообразит и откроет ручку. И самое главное — не оставляйте ребенка без присмотра! 90 процентов несчастных случаев с детьми происходит в отсутствие взрослых.

свернуть

Европейская неделя иммунизации

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Европейская неделя иммунизации (ЕНИ) проводится ежегодно по инициативе ВОЗ во многих странах мира. Важнейшая задача данного мероприятия – формирование у населения более глубокого понимания того, что иммунизация каждого человека имеет жизненно-важное значение для предупреждения заболеваний и защиты жизни.

Вакцинопрофилактика наиболее доступный и экономичный способ снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций, каждый ребенок в любой стране имеет право на вакцинацию, а  дети с хронической патологией относятся к группе высокого риска при массовых детских инфекциях, в связи с чем, иммунизация для них должна быть обязательной.

Чтобы оценить важность и необходимость вакцинации приведем следующие факты:

Если ребенка не прививать, то он:

- обязательно переболеет корью и будет подвергаться риску умереть от нее и гораздо большему – перенести тяжелое осложнение, вплоть до поражения центральной нервной системы в виде энцефалита;

- будет мучительно кашлять в течение 1-2 месяцев при заболевании коклюшем и, не исключено, перенесет коклюшный энцефалит;

- может заболеть дифтерией (вероятность 10-20%), от которой умирает каждый десятый;

- рискует умереть или остаться на всю жизнь инвалидом после перенесенного полиомиелита;

- не будет защищен от туберкулеза;

- перенесет эпидемический паротит (свинку) и если это мальчик, то есть перспектива стать бесплодным;

- может заразиться краснухой, которая при относительно легком течении у детей, в подростковом и более старшем возрасте может вызвать поражение суставов, а у беременных женщин - стать причиной внутриутробного поражения плода;

- может заразиться гепатитом В с высокой вероятностью развития в последующем хронического гепатита, цирроза или рака печени;

Важной особенностью ребенка на первом году жизни является наличие у него трансплацентарного иммунитета, во время беременности мать через плаценту передает ребенку свой индивидуальный «иммунологический опыт», который защищает малыша в течение первых месяцев его жизни. Разрушение полученных от матери антител начинается после 2-х месяцев жизни ребенка и практически завершается к 6 месяцам – 1 году. Когда антитела исчезают, защита прекращается, так что дети второго полугодия жизни уже могут заболеть каким-либо инфекционным заболеванием, причем часто в очень тяжелой форме.

Плановые прививки детям и  взрослым проводятся при отсутствии противопоказаний, которые определяются врачом индивидуально. В Республике Беларусь Национальный календарь прививок утвержден Постановлением Министерства здравоохранения РБ № 42 от 17 мая 2018 года.

Надо понимать, что вакцина – тоже лекарство, только неизмеримо более эффективное, чем другие препараты, потому что она предупреждает возникновение заболевания, причем порой – очень тяжелого.

Каждый ребёнок и взрослый нуждается в защите от болезней, предупреждаемых средствами иммунопрофилактики, и имеет на это право. Благополучие нашей жизни - отсутствие угрозы тяжелых инфекций, достигнуто исключительно благодаря широкому проведению профилактических прививок. Если отказаться от прививок, то инфекции, считавшиеся побежденными, обязательно вернутся.

 

РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

Отказываясь от прививок, Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребенка!

Защити себя и своих близких!

свернуть

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

развернуть

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

  • Обязательно предупредите учителя о проблемах (особенностях) своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
  • Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.
  • Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.images (20)
  • Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
свернуть

«Как не наказывать ребёнка, если иначе не понимает?..»

развернуть

«Как не наказывать ребёнка,
если иначе не понимает?..»

Есть тысячи пособий о том, как правильно вести себя с «непослушными» детьми, как не сорваться на крик, как воспитывать детей без применения угроз физической расправой. Большинство рекомендаций сводятся к тому, что родителям нужно много и уважительно говорить с ребёнком, прислушиваться к их желаниям, устанавливать в доме общие для всех правила и неукоснительно их соблюдать всей семьей. Почему это не всегда работает и что же делать?..

Мамы и папы, попадая под влияние просветительского движения «воспитание без физических наказаний», принимают решение следовать рекомендациям профессионалов. И через некоторое время к своему ужасу вновь обнаруживают себя стоящими посреди квартиры с ремнем в руках… Чувство вины не заставляет себя ждать. Агрессивный выпад в сторону ребенка остановлен, но не обезврежен: теперь он направлен против себя самого…

Или другая история. Пробовал объяснять, уговаривать, доказывать… Вымотался, шлепнул по пятой точке — и компьютер сразу выключен, дневник заполнен, комната убрана. И в этот момент в голове родителя появляется логичное умозаключение: «Я сделал все, что мог, просто с моим ребенком можно только так. Как его не лупить, если он по-другому не понимает!» Или еще такой вариант: «Психологи дают плохие советы. Они не работают».kak_ne_nakazyvat_2

Получается, что ситуация безвыходная: либо найти подходящее объяснение для применения силы к ребенку, либо «топить» себя в чувстве вины и родительской несостоятельности, мучаясь от того, что в очередной раз не сдержался…

На самом деле большая часть пособий для помощи родителям содержит качественные, выверенные временем и исследованиями рекомендации. Используя их, практически каждый сможет достичь взаимопонимания с ребенком. Но есть одна проблема…

И заключается она в том, что у родителей нет ресурса (временного, но чаще эмоционального) на то, чтобы выполнять какие бы то ни было предписания.

Целый день на работе, напряженная ситуация с партнером, скандал с соседями, нехватка денег, проблемы со здоровьем… Любая из этих проблем, каждая в отдельности, а тем более все вместе, выматывает и забирает силы.

Чаще всего мама и папа вступают в контакт с ребенком-школьником либо утром, либо вечером. Утром — это в лучшем случае быстрый совместный завтрак, вечером — традиционные «как-дела-в-школе» и «что-получил-по-математике» между домашними делами и решением бытовых проблем.

Современный человек выстраивает свою жизнь так, что у него просто не остается сил и времени на собственных детей. К сожалению, приоритеты расставлены в таком порядке, что формирование доверительных отношений с собственным ребенком оказывается в самом низу по степени важности…

А ведь именно это основа гармоничных взаимоотношений «мама — ребенок» и «папа — ребенок». Конечно, это сложная эмоциональная работа, требующая определенного внутреннего состояния, — выстраивать доверие, тем более, когда речь идет о собственных детях.

Хочется обратить внимание на то, что уделить время ребёнку, поговорить о его делах и проблемах — это хорошо. Но это не то же самое, что строить доверительные отношения.

Доверие между родителями и детьми — это когда ребенок знает, что можно рассказать маме или папе что угодно и получить поддержку, а не порцию осуждения или нравоучений. Когда он знает, что его не обидят, не сделают больно ни морально, ни физически. И даже если вдруг обидят, то признают ошибку и извинятся. Когда он верит, что папа и мама — самый надежный в этом мире тыл, мощнейший оплот, островок безопасности.

Доверие рождается только во взаимодействии. Только если родители научатся быть эмоционально доступными для своих детей, обращаться к чувствам ребенка, понимать границы, только тогда родится крепкое и взаимное доверие.

Чтобы лучше понять, как это осуществить на практике, можно привести примеры.

Вместо вопросов «Что ты сегодня в школе ел?», «Почему ты опять не сделал урок?», «А кто начал эту ссору?» можно попробовать спросить: «Как ты себя чувствовал в школе?», «Ты был расстроен? Расскажешь мне об этом? Или ты не хочешь сейчас об этом говорить?», «О чем ты сегодня думал чаще всего?», «Какое у тебя настроение?», «Чего бы тебе сейчас хотелось?».

Важно: если ребенок не привык к таким вопросам, первое время ему будет непросто найти на них ответы. Понадобится некоторое время и, возможно, подсказка взрослого как на них можно отвечать.

А теперь, если представить себе все эти беседы по душам: можно ли вместить их в промежутки между готовкой ужина и перепиской в соцсетях?.. Можно ли вести их, если в голове ссора с женой, мужем? Или если все мысли о том, где еще заработать на погашение кредитов? Или когда сильно болеет свекровь? Или когда коллега подсидела и получила повышение?..

Да, современный мир требует, чтобы человек выкладывался на работе. А «взрослые» проблемы больно ранят не дают возможности отвлечься от собственных переживаний и страхов. И тем не менее, стоит задуматься о том, что отношения с собственным ребенком не менее важны, чем, например, деньги, заработанные на его обеды и гаджеты. А в какие-то моменты все же гораздо важнее…

Если родители организуют свою жизнь таким образом, чтобы не сливать всю свою энергию исключительно на рабочие и личные проблемы, у них появится возможность обрести ресурсы для спокойного, гармоничного воспитания детей. И тогда хватит сил на долгие разъяснения и ответы на все вопросы, а подзатыльники, тумаки и дергания навсегда исчезнут из отношений между самыми родными людьми.

Чтобы начать эту реорганизацию в своей жизни, можно задать себе один простой вопрос: что в моей жизни для меня является самым важным?

Честный и искренний ответ на него даст точное направление, на что обратить больше внимания, а что начинать все-таки дозировать и ограничивать.

 

В статье использованы материалы Юлия Костюк

Материал редактировала педагог-психолог

ГУО «Средняя школа № 4 г. Жодино» Мозоль Н.В.

свернуть