Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №4 г.Жодино
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №4 г.Жодино
На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
Обращаем внимание, что с учетом постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году» освоение содержания учебных программ для учащихся XI (XII) класса завершаются:
12 мая |
по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» |
19 мая |
по учебным предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи в качестве второго централизованного экзамена |
25 мая |
по всем учебным предметам, по которым учащиеся не сдают централизованные экзамены |
Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX классов (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования), XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2022 г.
свернутьВ IX и XI (XII) классах необходимо скорректировать календарно-тематическое планирование изучения всех учебных предметов с учетом сроков полного освоения содержания учебных программ, указанных в п. 1 настоящего письма.
При необходимости в IV четверти в расписание учебных занятий по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Русский язык» и «Русская литература» вносятся изменения: до 12 мая уроки литературы могут быть заменены уроками языка, после 14 мая – уроки языка, соответственно, уроками литературы.
Обращаем внимание, что учебные программы по учебным предметам для IX, XI классов построены так, что основной учебный материал может быть усвоен учащимися в течение 34 учебных недель. Учитель имеет право перераспределить количество часов на изучение тем в пределах общего количества, установленного на изучение содержания учебного предмета в соответствующем классе, используя педагогически целесообразные методы обучения и воспитания, разнообразные формы проведения учебных занятий.
В помощь учителю разработаны рекомендации по корректировке календарно-тематического планирования по учебным предметам в IX, XI классах учреждений общего среднего образования (во втором полугодии 2022/2023 учебного года) с учетом сроков завершения учебных занятий. Рекомендации размещены на национальном образовательном портале (Главная/Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год/Общее среднее образование/Учебные предметы. V-XI классы).
В период с 22 по 25 мая в XI (XII) классах:
проводятся учебные занятия по всем учебным предметам в соответствии с расписанием учебных занятий. По учебным предметам, по которым учащиеся сдали централизованный экзамен, рекомендуется провести уроки систематизации и обобщения, уроки-практикумы;
проводится квалификационный экзамен по профессиональной подготовке для учащихся XI (XII) классов, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне.
С 26 мая по 9 июня в учреждениях общего среднего образования необходимо организовать консультации по подготовке к централизованному тестированию; классным руководителям – проведение мероприятий совместно с педагогом-психологом, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, руководителем физического воспитания, библиотекарем.
свернутьНа основании положений главы 5 (Условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования) Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в редакции от 30 декабря 2022 г. № 509) «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (далее – Правила проведения аттестации), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году»:
Билет 14.
Практическое задание. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Политика геноцида населения Беларуси.
Используя представленные материалы, ответьте на вопросы:
Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять <…> 4 550 тыс. чел. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации, равный 30 годам. Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины. <…>
в) К вопросу о белорусах.
Согласно плану, предусматривается выселение 75 процентов белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25 процентов белорусов по плану главного управления имперской безопасности подлежат онемечиванию <…>.
Нежелательное в расовом отношении белорусское население будет еще в течение многих лет находиться на территории Белоруссии. В связи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания, и отправить их в империю с целью использования в качестве рабочей силы. Их можно было бы использовать в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственных рабочих, а также в промышленности, или как ремесленников. Так как с ними обращались бы как с немцами и ввиду отсутствия у них национального чувства, они в скором времени, по крайней мере, в ближайшем поколении, могли бы быть полностью онемечены [].
II.
III. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года)
В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Ответы на задания и комментарии
№ |
Ответы |
Комментарии |
1. |
Генеральный план «Ост» |
Задание проверяет умения: 1) определять источник информации, где содержится искомая информация. В данном случае – это источник 1 (Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.); 2) находить и извлекать информацию, при условии, что в формулировке задания нет прямых совпадений с искомыми сведениями: план «Ост» упоминается в названии источника и в первом абзаце фрагмента документа. |
2. |
Подтверждением правильности суждения являются следующие утверждения в документе «Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.»: 1) «…эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины» (колонизация) 2) «Нежелательное в расовом отношении белорусское население…» «…представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания» (деление людей на пригодных и нежелательных по расовому признаку – один из признаков расовой теории) |
Задание проверяет умение интерпретировать информацию. Учащиеся должны установить связь между утверждениями, содержащимися в документе, и сущностными признаками понятий «колонизация» и «расовая теория».
|
3. |
Под геноцидом понимают действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу людей. Фашисты на оккупированной территории Беларуси проводили целенаправленную политику по массовому уничтожению населения. Об этом свидетельствует концентрационные лагеря и гетто, созданные на территории Беларуси, количество уничтоженных в них людей. |
Задание проверяет умение формулировать выводы на основе обобщения информации из разных источников. Учащиеся должны, используя определение геноцида из Конвенции ООН, конкретизи-ровать его примерами (концлагеря, места массового уничтожения людей, гетто), информация о которых имеется на картосхеме.
|
4. |
Великая Победа сохранила белорусский народ и дала возможность жить на родной земле, так как в случае своей победы фашисты планировали: 1) выселить 75 процентов белорусского населения; 2) 25 процентов населения онемечить, направить их на работу в империю и использовать в качестве рабочей силы (сельскохозяйственных или промышленных рабочих, ремесленников); 3) заселить территорию Беларуси немецкими переселенцами. И, как показывает картосхема, целенаправленно проводили политику массового уничтожения населения Беларуси. К местам наиболее массового уничтожения людей на оккупированной территории Беларуси относятся Тростенец, Минское гетто, Лесная. Планы гитлеровцев и их действия на оккупированной территории Беларуси были несовместимы с существованием белорусского народа. |
Задание проверяет умение использовать информацию из предложенных источников для решения поставленной задачи: выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Учащиеся должны оценить планы гитлеровской Германии относительно территории Беларуси и белорусов, их действия на оккупированной территории Беларуси и сделать вывод о том, что они были несовместимы с существованием белорусского народа |
свернуть
Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.
свернутьПолный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.
Полный перечень оснований для освобождения учащихся от централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.
Обращаем внимание, что постановлением Министерства образования от 30 декабря 2022 г. № 509 внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, в том числе и в категории учащихся, которые могут быть освобождены от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов. Так, данным постановлением предусмотрена возможность освобождения от выпускных экзаменов на II ступени общего среднего образования, от выпускных и централизованных экзаменов на III ступени общего среднего образования учащихся, которые обучались на дому.
Для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен подают руководителю учреждения образования заявление.
Централизованный экзамен сдается в такой же форме как и централизованное тестирование, поэтому, если учащийся решает написать заявление об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2023 году проходить регистрацию на централизованное тестирование. Обращаем внимание, что проект соответствующего нормативного правового акта в настоящее время проходит процедуру принятия и после его подписания будет размещен на сайте Министерства образования. Окончательное решение будет доведено дополнительно.
свернутьИтоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.
Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г. (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки).
6.1. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, для учащихся первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
6.2. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме.
6.3. Выпускные экзамены для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
При проведении выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся с нарушением слуха второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната по их желанию разрешается подготовить ответы в письменном виде (п.4 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
6.4. Выпускные экзамены для учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.
6.5. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2023 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2022/2023 учебного года).
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 648. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале (Педагогам/Экзамены) и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).
Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.
В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены 25 мая 2023 г. на национальном образовательном портале (Педагогам /Экзамены/ Практические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси).
С 1 февраля 2023 г. на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий. Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.
Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 5 июня 7 июня |
Белорусский язык |
Изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання |
Русский язык |
Изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания |
в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение):
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 5 июня |
Белорусский язык |
Изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання |
Русский язык |
Изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования, 2023 год выдання |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания |
в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи:
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 7 июня |
Белорусский язык |
Диктант или изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі» 2023 год выдання |
Русский язык |
Диктант или изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2023 год выдання |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023 годы издания |
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
Начиная с 25 мая 2023 г. в учреждениях образования должны проводиться по утвержденному руководителем учреждения образования расписанию консультации по подготовке к выпускным экзаменам.
свернутьИтоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов или выпускных экзаменов.
7.1. Итоговые испытания в виде централизованного экзамена проводятся для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
7.2. Итоговые испытания могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена (по выбору учащегося):
7.3. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме в период с 25 по 31 мая 2023 г.
7.4. Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования от 8 августа 2022 г. № 234) аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 и состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, по которым экстерном сдаются экзамены, отметок по итогам прохождения экстерном итоговых испытаний по отдельным учебным предметам и отметок из справки об обучении. Итоговые испытания экстерны проходят по двум учебным предметам в виде централизованного экзамена, которые определены постановлением Министерства образования от 23 августа 2022 г. № 278.
7.5. Централизованные экзамены проводятся:
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;
по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.
Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г, (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки):
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение (отводится 4 астрономических часа);
в виде выпускного экзамена по выбору учащегося из числа следующих учебных предметов:
«Математика» – контрольная работа в письменной форме отводится 5 астрономических часов);
«Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» – по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 693, которые размещены на национальном образовательном портале: Педагогам/Экзамены/Экзаменационные билеты/4. Билеты для проведения выпускных экзаменов при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Обращаем внимание, что практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе.
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
7.6. Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 61 Правил проведения аттестации учащихся), с использованием следующих сборников материалов для выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык»:
Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Русский язык» определяется:
Задания для контрольной работы в письменной форме по учебному предмету «Математика» для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, из Зборніка заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання; Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.
Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме доводятся до учреждений образования в порядке, установленном структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Руководитель учреждения образования, в котором проводятся выпускные экзамены, несет ответственность за обеспечение конфиденциальности заданий для проведения выпускных экзаменов.
Обращаем внимание, что в учреждениях общего среднего образования для проведения как выпускных, так и централизованных экзаменов создаются экзаменационные комиссии (пункт 48 Правил проведения аттестации учащихся). Приложениями 26, 27 к Правилам проведения аттестации учащихся установлена форма протокола выпускного экзамена и форма протокола централизованного экзамена.
О проведении выпускных вечеров
Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 10 июня 2023 г.
Об использовании и заполнении документов об образовании, документов об обучении
Информируем о том, что при выдаче документов об образовании (свидетельства об общем базовом образовании, свидетельства об общем базовом образовании с отличием, аттестата об общем среднем образовании, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью, свидетельства о специальном образовании) можно использовать имеющиеся в наличии у учреждений образования бланки, образцы которых установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (основание – абзац четвертый пункта 3 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»).
Обращаем внимание, что:
в документах об общем среднем образовании:
В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.
Дополнительно информируем, что в 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.
свернуть