Профильное образование

Профильное обучение понимается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.

Профильная школа — это не разновидность гимназии или лицея, это не новое имя для школы с изучением ряда предметов на повышенном уровне, это не особый статус для общеобразовательной школы. Профильная школа — это не столько иное название, сколько иное качество образования, иной уровень доступности качественного образования. Образования в том двуедином смысле этого слова — процесс и результат.

Профиль представляет комбинацию базовых и профильных учебных предметов.

Базовые предметы — это общеобразовательные предметы, обязательные для изучения всеми учащимися независимо от выбранного профиля, и по своему содержанию соответствующие требованиям единых общих экзаменов.

Профильные предметы — это учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне, их содержание соответствует профильным образовательным стандартам и требованиям единых экзаменов по выбору на повышенном уровне.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• обеспечить более основательное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
• расширить возможности социализации учащихся через «пробы» себя в профессии, новые образовательные практики, формы взаимодействия с другими людьми.

Профильное обучение направлено на построение личностно- ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОФДИАГНОСТИКА

«ВЫБИРАЮ ПРОФИЛЬ» НА ЭТАПЕ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

Выбору профиля обучения в 8- 9 классах предшествует развивающая профдиагностика, главный смысл которой — знаком¬ство учащихся с их психологическими особенностями с целью выбора профиля обучения и будущей профессии.

Диагностика психологических особенностей, профессио¬нальных интересов и склонностей школьников — важнейший компонент допрофильной подготовки! профильного обучения.

Цель диагностики — не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профильного и профессионального самоопреде¬ления. Школьники любого возраста с большим интересом выпол¬няют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.

В пособии представлено несколько методик, исследующих профессиональные интересы и склонности, мышление и лич¬ностные особенности.

«Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится — минус.

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
   11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
   21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
   31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
   41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
            

Мне нравится…
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычисле¬ниями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с дости¬жениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспе¬дициях.
36. Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных филь¬мах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за друзьями и родственниками, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных меха¬низмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человече¬ского организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из десяти коло¬нок. Десять колонок — это десять видов профессиональной деятельности:
1. -физика и математика;
2. — химия и биология;
3. — радиотехника и электроника;
4. — механика и конструирование;
5. — география и геология;
6. — литература и искусство;
7. — история и политика;
8. — педагогика и медицина;
9. — предпринимательство и домоводство;
10. — спорт и военное дело.

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к пред¬мету или виду деятельности. Максимальный балл — пять — го¬ворит о ярко выраженном интересе. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не пре¬вышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка — это направление профессиональной деятельности (фактически это — профили обучения). После достаточно интенсивной работы ре¬бятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала под¬нять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т. д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика и т. д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональ¬ность и включенность может проявиться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.

В каждом классе есть немало ребят, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности — не могут выбрать из нескольких вариантов. Надо давать себе от¬чет, что групповая форма работы не может помочь всем — есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.