Республиканский проект

Проект "Птичья столовая"

Интеллектуальное задание 3 «Птичья столовая».

Изучите птиц, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Ответьте на вопросы викторины «По страницам Красной книги. Птицы». Пройдите по ссылке ниже. Скриншот отразите в электронном дневнике.

Практическое задание 3 «Птичья столовая».

Практическое задание состоит из двух частей: изготовление домиков для птиц, изготовление кормушек.

1. Изготовление домиков для птиц.

О существовании скворечника знают все, а вот лишь немногие догадываются о том, что бывают иные домики для птиц.

Мелким воробьиным птицам можно изготовить синичники, трясогузочники и домики для мухоловок. В синичниках селятся также воробьи, поползни, вертишейка. Домики напоминают по конструкции классические скворечники, только основание меньше по длине (всего 12 см) и леток диаметром 2,5 – 3,5 см. Скворцам нужен леток диаметром 5 см.

Для мухоловок (пеструшки и белошейки) домик может быть ромбовидной формы. Серая мухоловка поселяется в гнездовьях открытого типа. Совершенно не похож на синичник домик для белых трясогузок. Его размещают горизонтально под крышей дома.

Для изготовления домиков лучше использовать не строганные доски толщиной 2 см.

Традиционный вид скворечника подходит не для всех перелетных и зимующих птиц, поэтому существуют различные модификации данной постройки, отличающиеся некоторыми нюансами и размерами. Общие характеристики птичьих домиков у всех одинаковые: прямоугольная конструкция с плоской, односкатной или двускатной крышей и летком (входом).

Стандартные размеры скворечника: 30-40 см высота, 14 см длина и ширина дна (но лучше 16 -15см), 5 см диаметр летка.

Тимуровским отрядам необходимо сделать домики для птиц и разместить их на территории учреждений образования, в парках, скверах, садах.

2. Изготовление кормушек.

Тимуровским отрядам необходимо сделать птичьи столовые, которые подходят многим видам птиц, и разместить их на территории учреждений образования, в парках, скверах, садах. Можно креативно подойти к вопросу. Выполненную работу отразите в своем электронном дневнике

свернуть

Проект "Экологические задачи"

Интеллектуальное задание 4 «Экологические задачи».

1. Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето? (Ответ: на 70 см.)

2. Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек? (Ответ: 92)

3. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)? (Ответ: 90 кг.)

4. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли? (Ответ: 5)

5. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова? (Ответ: 1 т.)

свернуть

Проект "Вода"

Интеллектуальное задание 5 «Вода».

Решите кроссворд. На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой
Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?
(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.
(Облако)
7.
Говорю я брату:
– Ох, с неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеётся брат, –
Твой горох ведь это …
(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.

Практическое задание 5 «Вода».

Эксперименты – это не только интересно, но и очень важно. Проводить опыты с водой – отличный способ провести время весело и с пользой! Можно узнать много нового, делая интересные эксперименты с водой. Все опыты, о которых рассказано ниже, займут у вас минимум времени и материалов. Вам нужно сделать 8 экспериментов с водой и несколько экологических заданий.

Опыт № 1 – перекрашиваем цветы. Окрасьте воду в любой понравившийся цвет. Воду можно окрасить гуашью, акварелью, пищевыми красителями и даже фломастерами. Возьмите цветы со светлыми, желательно белыми лепестками и сделайте свежий срез. Поставьте их срезом в воду и немного подождите. Наблюдайте за новым цветом лепестков! Цвет лепестков будет зависеть от цвета воды, в которой они стояли.

Опыты № 2 – радужный дождь прямо в банке. В банку налейте воду. Покройте её слоем пены для бритья. На слой пены начинайте капать жидкими красителями или разведёнными в воде красками. Капли окрасят пену и сквозь неё пройдут в воду, выливаясь разноцветным дождиком.

Опыт № 3 – яйцо, которое не тонет. Подготовьте 2 куриных яйца и 2 стакана с водой. Важно, чтобы яйца были свежими, иначе эксперимент не получится. В одну из ёмкостей добавьте и перемешайте 3-5 столовых ложек соли в зависимости от объёма. Наша цель сейчас – сделать очень солёную воду. Положите 1 яйцо в стакан с простой водой, и оно пойдёт на дно. Второе яйцо нужно положить в стакан с солёной водой. Магия – яйцо плавает на поверхности!

Опыт № 4 – сладкая радуга. Возьмите конфеты в виде драже, например «Skittles» или «M&M’s». В тарелке по кругу разложите конфеты в порядке цветов радуги. В центр тарелки налейте тёплую воду. Следите, чтобы вода достала до каждой конфеты. Немного терпения. Вода растворит красители на конфетах и в вашей тарелке получится сладкая радуга!

Опыт № 5 – цветное бурление. Для этого эксперимента лучше всего брать высокую и большую ёмкость. В равных долях влейте растительное масло и воду. Сверху капните жидкий краситель. Он не будет растворяться ни в воде, ни в масле, оставаясь там в виде маленьких капелек. Добавьте 2-3 таблетки шипучего аспирина. Вода приведёт его в действие, аспирин начнёт шипеть. Капельки краски разрушатся, вместе с потоком пузырьков от аспирина будут подниматься вверх к маслу, а затем опустятся обратно вниз. Процесс будет повторяться до тех пор, пока таблетка полностью не растворится в воде.

Опыт № 6 – цветные ступеньки. Для этого эксперимента лучше всего брать высокую ёмкость.  Все ингредиенты желательно добавлять  аккуратно и в одинаковых пропорциях. В ёмкость первым слоем вылейте небольшое количество мёда. Затем моющее средство. Его можно заменить шампунем или гелем для душа. Марка средства неважна. Следующая на очереди вода. Её можно подкрасить, чтобы общая картина выглядела интереснее. Осталось добавить растительное масло. А затем и спирт. У нас получится 5 разных жидкостей, которые из-за разной плотности не смешиваются и создают цветную лесенку. Когда всё будет готово, можно попробовать положить в ёмкость какой-нибудь предмет, например, маленькую помидорку. Она остановится на средней «ступеньке» – в воде. Также можно попробовать положить и другие предметы.

Опыт  № 7 – из воды в лёд за секунду! Возьмите цветной газированный напиток, подойдёт Fanta или Coca-Cola. Конечно, можно взять и обычную воду, но именно в окрашенных напитках процесс кристаллизации виден лучше всего. Оставьте напиток в холодильнике на 2-4 часа, в зависимости от объёма. По истечению этого времени аккуратно достаньте бутылку. Её нельзя трясти или ударять раньше времени. Ударьте бутылкой по столу. Если напиток охладился до нужной температуры, то он буквально за секунды превратится в лёд. В том случае, если эксперимент не удался и жидкость не заморозилась – положите её обратно в холодильник и подождите ещё немного.

Опыт № 8 – Изучите как люди очищают воду, сделайте свой фильтр и очистите очень грязную воду. Конечно сделайте фото до и после.

«Определение прозрачности воды в водоемах».

Цель работы: освоить способы измерения прозрачности в водоемах.

Оборудование: белый диск стандартного размера (диаметром 20 см), веревка с метками длины, лодка; стеклянный цилиндр с внутренним диаметром 2,5 см и высотой около 50 см, шрифт с высотой букв 3,5 см.

Ход работы:

  1. Ознакомьтесь с предложенными методиками определения прозрачности и выберите ту, которая вам подходит:

Измерение стандартным диском (полевая работа).

Данный способ измерения используется непосредственно на месте отбора проб с лодки или другого судна. Измерения проводят при рассеянном дневном свете (с теневой стороны судна). Диск опускают на веревке с отметками до глубины, при которой он перестает быть видимым. Записав значение этой глубины, начинают медленно поднимать диск до глубины, при которой он вновь становится видимым. Операцию повторяют 3-4 раза. Окончательным результатом измерения считают среднее значение из полученных данных.

«Измерение температуры воды».

Цель работы: изучить способы и особенности измерения температуры в водной среде.

Оборудование: обычный водный ртутный термометр, глубоководный опрокидывающийся термометр, веревка с метками длины.

Ход работы:

  1. Ознакомиться с устройством термометров: обычного водного ртутного и глубоководного опрокидывающегося. Зарисовать их и отметить основные конструкционные части.
  2. Ознакомиться с принципом работы глубоководного опрокидывающегося термометра, записать алгоритм действий при измерении температуры термометром данного типа.
  3. Разработать схему измерения температуры на исследуемом водоеме с учетом площади поверхности и глубины водоема.
  4. Произвести измерения и записать данные в полевой дневник с указанием названия исследуемого объекта, его места расположения, даты проведения измерений, погодных условий, точки, на которой проводили каждое измерение.

свернуть

Проект "Воздух"

Практическое задание 6 «Воздух».

Сделайте очередные опыты, на этот раз с воздухом.

Свойства воздуха

Где воздух чище?

Как вы думаете, где воздух чище?

Возьмите два листа картона. На каждом листе с помощью веревки сделайте петельку. Намажьте листы слоем вазелина. Один лист повесьте на дерево на участке детского сада, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит транспорт. Через сутки снимите листы и рассмотрите их через лупу. Какой лист картона оказался более грязным? Почему? Закрасьте этот лист черным карандашом.

Вывод:

Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев, а выхлопные газы машин загрязняют воздух.

Свойства воздуха

Свеча в банке

Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Зажгите свечу и накройте ее банкой. Наблюдайте, что произойдет со свечой. Почему свеча погасла? Отметьте на рисунке, что пламя свечи погасло. Например, зачеркните пламя.

 
 

Вывод:

Для горения необходим кислород, который содержится в воздухе.

Свойства воздуха

Имеет ли воздух вес?

Как вы думаете, весит ли воздух?

Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар? Обозначьте стрелкой, как изменилось положение вешалки.

Вывод:

Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.

Свойства воздуха

Может ли воздух двигаться?

Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Пока обогреватель холодный, ленточка висит неподвижно. Включите обогреватель. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?

Покажите на рисунке, как ленточка двигается от потока воздуха. Нарисуйте стрелочки с правой и левой сторон от ленточки.

Вывод:

Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, он становится легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.

Свойства воздуха

Может ли воздух сжиматься?

Как вы думаете, может ли воздух сжиматься?

Надуйте два воздушных шара так, чтобы они были одинакового размера. Первый шар повесьте в групповой комнате, а второй шар за окном. (Эксперимент проводится в холодное время года.) Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Нарисуйте шары.

(Условные обозначения: Т — тепло, X — холодно.)

Вывод:

Воздух на холоде сжимается, поэтому шарик стал меньше.

Свойства воздуха

Как воздух помогает плавать

  1. Как вы думаете, может ли воздух помогать предметам плавать?

Возьмите две одинаковые пластмассовые бутылочки. Одну бутылочку плотно закройте крышкой, а вторую оставьте открытой. Какая из бутылочек будет плавать? Опустите бутылочки в воду. Что произошло? Открытая бутылка наполнится водой и тут же пойдет на дно, бутылка с плотно закрытой крышкой будет плавать.

  1. Опустите в воду резиновый мяч, воздушный шар. Убедитесь, что они плавают. Почему?

Нарисуйте, что произошло с предметами после того, как их опустили в воду. 

Вывод:

Воздух легче воды, он заполнил бутылку и не дал ей утонуть. Предметы, заполненные воздухом, называются полыми. Они всегда плавают.

Свойства воздуха

Что такое конденсация

Как вы думаете, можно ли сделать воду из воздуха?

В морозильной камере заранее заморозьте кубики льда. Стеклянную банку наполните кубиками льда. Потрогайте банку и убедитесь в том, что она стала холодной. Через некоторое время наружная поверхность банки покроется мелкими капельками воды. Чтобы в этом убедиться, протрите банку сухой салфеткой. Салфетка намокнет. Откуда на поверхности банки появилась вода?

Нарисуйте, что произойдет с банкой после того, как ее наполнили кубиками льда. Объясните, почему банка покрылась капельками воды.

Вывод:

В воздухе есть водяной пар, он охладился и превратился в капли воды, которые можно увидеть глазом. Это явление называется конденсацией.

Свойства воздуха

Воздух легче воды

Как вы думаете, что легче — воздух или вода?

В емкость с водой погрузите пустую алюминиевую банку так, чтобы она наполнилась водой и утонула. В банку вставьте конец пластмассовой трубочки. Подуйте в трубку. Наблюдайте, как банка поднимется на поверхность. Почему это происходит?

Нарисуйте банку, которая всплыла на поверхность.

Вывод:

Воздух, которым наполнили банку, вытеснил воду. А поскольку воздух легче воды, то и банка стала легче и поднялась на поверхность.

Свойства воздуха

Упругий ли воздух?

Как вы думаете, воздух упругий или нет?

  1. Возьмите одноразовый шприц с отрезанным верхом и вставьте в него второй поршень так, чтобы поршни оказались один напротив другого. Между поршнями оставьте промежуток из воздуха 2-3 см. Надавите на поршень и наблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. Почему так произошло? Нарисуйте, что произошло с верхним поршнем.

  1. С усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется и не даст поршням встретиться. Зарисуйте синим карандашом воздух внутри поршня.

Вывод:

Если воздух сжать, он становится упругим.

Все опыты и результаты отразите в электронном дневнике.

свернуть
поделиться в: